На Ваганьково молитвенно почтили память епископа Арсения (Крылова) - Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

На Ваганьково молитвенно почтили память епископа Арсения (Крылова)

 

26 мая 2019 года на Ваганьково молитвенно почтили память епископа Арсения (Крылова), преставившегося в этот день 57 лет назад, в 1962-м году.

В храме Воскресения Словущего была совершена панихида.

После панихиды по благословению настоятеля игумена Петра (Еремеева) и инициативе родственника владыки Михаила Кондрова, у могилы епископа Арсения была совершена лития.

Михаил Кондров:

«Я прихожусь епископу Арсению родственником достаточно дальним. Но несмотря на это, а также на то, что семья моя не была религиозной, я убеждён, что именно заступничеству владыки я многим обязан в своей жизни, от многого он меня отвёл.

Приходить к могиле его я стал только в последние годы. Но изучив биографию владыки, я был удивлён, что помимо родства у нас есть и другие  точки пересечения. К примеру, я родился неподалёку от того места, где епископ Арсений жил – это в окрестностях Миусской улицы и станции метро Белорусская. А крещён я был в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще, где (как я узнал намного позже) владыка служил в последние годы жизни. Случайностью это назвать сложно.

Владыка Арсений, безусловно, был человеком незаурядным… »


Биография

В миру, до принятия монашества, будущего владыку звали Алексеем Васильевичем.

Он родился 11 [23] марта 1879 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии (сейчас это Наро-Фоминский район) в семье сельского псаломщика. У будущего владыки было несколько братьев и сестёр. Старший брат – Николай Васильевич – впоследствии стал священником; принял мученическую кончину в Карлаге НКВД в 1941 году и был прославлен в лике святых в 2000 году.

Старший брат епископа Арсения (Крылова) – протоиерей Николай Крылов, священномученик


Алексей Васильевич Крылов окончил Донское духовное училище и Московскую духовную семинарию. С 1901 года он числился учителем церковно-приходской школы при Покровском монастыре, а с 1903 года – псаломщиком одного из московских храмов.

Также Алексей Васильевич окончил Московский коммерческий институт (сейчас это РЭУ им. Г.В. Плеханова) в 1912 году со степенью кандидата коммерции и юридический факультет Московского университета в 1914 году со степенью кандидата права. До 1944 года он работал в различных учреждениях помощником присяжного поверенного, ревизором, инспектором, юрисконсультом.

16 января 1944 года Алексей Васильевич стал диаконом, а пару дней спустя – 18 января – священником Богоявленского патриаршего собора. Позже отец Алексий был переведён служить в храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

К 1945 году священник Алексий овдовел. 18 августа 1945 года он был пострижен в монашество с именем Арсений в честь святителя Арсения Тверского († 1409) – автора древнейшей редакции Киево-Печерского патерика. А уже на следующий день, 19 августа, монах Арсений (Крылов) был возведён в сан архимандрита.

26 августа 1945 года архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Калининского и Великолукского; хиротонию возглавил патриарх Алексий I.

В период с 1950 по 1956 годы епископ Арсений (Крылов) занимал разные кафедры: Уфимскую, Черниговскую и Нежинскую (сейчас в составе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата), Костромскую.

Владыка Арсений с духовенством. Уфа. 1953 г.

В храмах владыка служил очень часто, даже в небольшие праздники. На всенощных бдениях постоянно читал акафисты.

Во время войны и после неё советская власть на время снизила градус агрессии по отношению к Церкви, хотя антирелигиозная пропаганда продолжалась. Несмотря на это стараниями владыки открывались новые храмы в вверенных его попечению епархиях.

Много внимания епископ Алексий уделял укреплению кадров духовенства и церковного персонала, следил за благопристойностью совершения религиозных служб и соответствию их действующим законам. Так, будучи главой Уфимской и Башкирской епархии, в письме благочинным он напоминал: «Давалось указание, что в праздничные дни, когда духовенство по приглашению верующих ходит со святынею (святым крестом, иконами) по домам, то святыню при переходе из дома в дом не носить открыто, а завертывать… пеленой, оберегая от возможных со стороны неверующих плохих людей поруганий».

Вместе с тем владыка был вынужден идти и на компромиссы – от этого некуда было деться. Он отменил должности епархиальных разъездных священников, введенные ранее из-за нехватки священнослужителей, а также выступал за преследование (но только административное) катакомбного духовенства, тайно исполняющего обряды в домах верующих.

Также местные власти требовали от епископа Арсения способствовать прекращению паломничества на Табынские целебные источники. Результатом стало циркулярное письмо владыки к настоятелям храмов с предписанием «чтобы они… разъяснили верующим, что в день девятой пятницы – день празднования явления иконы Божией матери, именуемой Табынской, на соляных ключах Гафурийского района – местоявления Табынской иконы Божией матери – по условиям времени, никакого богослужения не будет… Богослужения в этот день будут происходить и совершаться только в своих храмах».


На Костромской кафедре владыка продолжил деятельное служение. Ему удавалось весьма успешно противодействовать противозаконным актам властей благодаря юридическому образованию и личностным качествам.

В 1956 году епископ Алексий был уволен на покой по требованию Костромского обкома КПСС за «массовое возбуждение религиозных суеверий».


Из докладных (доносов) Костромского уполномоченного М. Галкина по делам религии в вышестоящие инстанции под грифом «секретно»:


[епископ Арсений высказал пожелание] «чтобы крестные ходы вокруг каждой церкви духовенство и верующие имели право устраивать в течение всей пасхальной недели и в каждый престольный праздник данной церкви, что такой порядок якобы существует в Калининской области и в Башкирской АССР, где он ранее управлял епархиями. Исходя из того, что такой порядок устройства крестных ходов может сильно помешать выполнению прихожанами гражданских обязанностей, особенно в период полевых работ, я епископу Арсению не дал согласия отменять существующий порядок об устройстве крестных ходов вокруг церкви…»


«Настоящим сообщаю Совету, что Костромской епископ Арсений во время моей болезни организовал 15 мая 1956 г. массовое моление под открытым небом в г. Костроме на городском кладбище. Более 30 лет в г. Костроме под открытым небом на городском кладбище не проводилось массовое моление, т.е. так называемая «общая панихида». Но в этом году епископ Арсений, пользуясь тем обстоятельством, что я лежал в больнице, решил устроить общую панихиду под открытым небом… Проводил службу на городском кладбище под открытым небом сам епископ Арсений в сопровождении 6-ти священников из церквей г. Костромы и 3-х диаконов. Эта служба под открытым небом епископа Арсения вызвала сильное возбуждение как в городских партийных в советских организациях, так и в областных организациях. Областной комитет партии и облисполком настойчиво требуют от меня о том, чтобы я просил Вас, товарищ Карпов, о немедленном удалении епископа Арсения с поста управляющего Костромской епархией за то, что он делает массовое возбуждение религиозных суеверий.


«Заступив управляющим Костромской епархии, епископ Арсений открыто использует церковную кафедру для систематической пропаганды среди верующих враждебных антиматериалистических взглядов. Так, он 7 и 26 декабря 1954 года, 6 января и 20 февраля 1955 года выступал с проповедями перед верующими в кафедральном соборе г. Костромы, призывал их не верить в материалистическое учение, высмеивал дарвинизм, всю современную науку клеветнически называл лжеучением, епископ Арсении заявил, что единственно истинной наукой является учете Христовой Церкви. Он в этих проповедях советовал молящимся не верить нынешним учениям материалистов, убеждал верующих в необходимости укреплять веру в бога. 20 февраля 1955 года в проповеди он, кроме вышеназванного, добавлял, что истинный христианин не должен верить сообщениям советской печати, потому что всё, о чем пишут в советских газетах, является ложью»


«…епископ Арсений с целью ослабления патриотической позиции церкви и ослабления патриотической деятельности духовенства проявляет особую заботу о духовенстве, вернувшемся из мест заключения, из эмиграции… Такие священники, как правило, не уделяют внимания вопросам защиты мира, не призывают верующих поддерживать политику нашего правительства…»


«…когда к нему обращаются верующие, он им устно и письменно обещает поддержать их ходатайства об открытии церквей и учит их, как надо оформить… В результате этой деятельности епископа Арсения в 1-м полугодии 1956 года по нашей области было подано 18 заявлений об открытии 11 церквей и все в центральные партийные и советские организации, тогда как за весь 1953 год было подано 4 заявления об открытии 4 церквей. Информируя Вас об этом, прошу: …переговорить по телефону с председателем совета по делам РПЦ при Совете министров СССР тов. Карповым о немедленном отстранении епископа Арсения от управления Костромской епархией.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Костромской области М. Галкин»


Будучи на покое, владыка жил в Москве, служил в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще.

26 мая 1962 года, вернувшись из храма, на 84-м году жизни, епископ Алексий (Крылов) скончался от кровоизлияния в мозг. Отпевали владыку в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово, в котором он когда-то начинал служение Богу в сане священника.

Епископ Алексий был похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы на 39-м участке. Его могила находится в глубине участка под палаткой из металлической сетки, среди родственных могил.


Текст – А. Свалов, фото – А. Свалов, М. Кондров

 

 

 

 

, ,
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Все права защищены © 2019
Священное Ваганьково
X