Икона Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати» | Святыни Ваганьково

Икона Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати»


Пребывает в Андреевском храме Ваганьковского кладбища.

Дни памяти: 19 сентября, 19 октября.

Имеет и несколько других названий: «Аравийская», «Арапетская».



Эта икона известна в наши дни только по имени. Сведений о месте и времени её явления не сохранилось никаких, существуют только догадки и предположения.

Одни относят явление и прославление её к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же известиям явление её относится к более раннему времени – I веку – и приурочивается к проповеди апостола Фомы в Индии.

Наименование иконы «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа».

Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых…».

В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII века. Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника, на одном из которых икона именуется «Арапскою».

Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трёхчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы.

Возможно, в представлении XVII века такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Все права защищены © 2018
Священное Ваганьково
X