В дни поминовения усопших – на Радоницу, в родительские субботы – верующие приносят в храм и оставляют на поминальном столике продукты: кутью, крупы, хлеб, выпечку, блины, фрукты, сладости, растительное масло, кагор. Если идёт пост – то приносят только постное.
Откуда пошла эта традиция?
Своим происхождением она обязана такому явлению как приготовление «кутии».
«Кутия», «колево» или «кутья», согласно Типикону, где в конце третьей главы содержится «Чин благословения колива, си есть кутии или варения пшеницы с медом смешенныя и различными сладкими овощами украшенных и в честь и память Господских праздников или святых Божиих в церковь приносимыя», – это каша из варёной пшеницы (чаще рассыпчатого риса) с добавлением мёда, сухофруктов, мака и различных орехов.
В древности панихиды совершались непосредственно на могилах, где и поставлялись в кружке мёд и на блюде кутия с крестом на ней из сладких овощей. Однако богослужебный устав, назначая принесение её в церковь не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым внушает смотреть на кутью несколько иначе. Это вкусное и сладкое блюдо, одно из блюд праздничной трапезы, причем хотя и недорогое, но все же сладкое, лакомое, а вместе и питательное, и значит одно из лучших.
Трапеза рассматривается Уставом как непосредственное продолжение богослужения, Литургии или вечерни, по воспоминанию о первых веках христианства, когда богослужение и таинство Евхаристии соединялись с вечерей, то есть с трапезой.
Теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах. Даже в монастырях не все богомольцы пойдут на братскую трапезу. Но в праздники, как бы желая напомнить о древней практике общения в праздничной трапезе всех молившихся за праздничным богослужением, Устав повелевает приносить в храм к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Принесённое в церковь «коливо» – это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности неимущие.
Смысл этой традиции в том, чтобы каждый христианин, которому предлагают вкусить этой особой пищи, в благодарность за это вознёс молитвы о упокоении души того, за кого принесли эту пищу и о ком просят молитв. Живущим пища необходима, чтобы продолжалась их жизнь на земле, а усопшим по молитвам живых верующих христиан даруется жизнь вечная и благая.
И получается, что в настоящее время приношение разнообразных продуктов в храм стало упрощённой заменой достаточно сложной древней традиции приготовления особых блюд и напитков ко дням поминовения усопших в течение церковного года.
Продукты оставляют на поминальном столе: вкушая принесённое, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва. Для этого в принесённое можно положить записку с именем усопшего.
Исключениями, когда приношение в храм снедей не связано с умершими, являются: 1) освящение пасхальных яств и 2) освящение собственно колива в первые дни Великого поста в память о чуде, совершённом великомучеником Феодором Тироном.
Уточнение! Поминальный столик с утверждённым на нём Распятием и шандалами для свечей тоже именуется «канунницей», или просто «кануном». Потому что в древности различий между ними не было.
С течением времени, с нашим охлаждением к Уставу и соблюдению древних отеческих традиций, кутия стала всё реже приноситься на поминальные службы, хотя поминовение усопших русские люди любят совершать очень часто. Один столик не мог быть святыней, перед которой должно совершать каждение. Поэтому явилась необходимость украсить этот столик священным изображением и, конечно, тем, каким украшается напоминаемый им могильный холм – святым Крестом с изображением на нём Господа.
Так явился в храме постоянный поминальный столик с Распятием. Поставление его при заупокойных службах посредине храма, подобно тому как для полиелея или праздничного молебна поставляется на средине икона праздника, сделало канунницу как бы своеобразным заупокойным «праздником», перед которым православные по любви к усопшим и в память их обильно возжигают свечи не только во время заупокойных служб, но и в другое время, подобно тому, как перед чтимой иконой возжигаются свечи не только в праздник её.
Текст составил иерей Владимир Правдолюбов, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Использованы материалы книги «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» свт. Афанасия (Сахарова).
Материалы по теме:
Самые частые вопросы о поминовении усопших. Отвечает священник
Богослужения Троицкой родительской субботы на Ваганьково [фоторепортаж]
Родительская суббота на Ваганьково [фоторепортаж]
Почему нужны молитвы за усопших?
Ходить ли на кладбище в дни празднования Пасхи?
Подпишитесь: