День памяти Плучека В.Н. - Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

День памяти Плучека В.Н.

Ровно 15 лет назад ушёл из жизни советский и российский театральный режиссёр, актёр и главный режиссёр Московского академического театра сатиры – Плучек Валентин Николаевич. Сегодня в храме Воскресения Словущего была отслужена панихида по актёру, похороненному на Ваганьковском кладбище. 

Родился 4 сентября 1909 года в Москве. Его двоюродный брат, выдающийся театральный режиссёр Питер Брук, родился в Лондоне, где его отец, уроженец Двинска, поселился после Первой мировой войны. В детстве Валентин Плучек не помышлял о театре: он рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил, подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме.

По свидетельству самого Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, он поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы его не ограничивались живописью: кумирами Валентина Плучека в те годы были Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. В 1926 году он поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда. 

В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Театра имени Мейерхольда (ГосТиМ), где дебютировал в крошечной роли в спектакле «Ревизор» Гоголя. Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в «Клопе» Маяковского, при постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл Плучек.Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр, — Валентин Плучек оставался с Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре».

Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году Плучек организовал собственный театр — ТРАМ электриков, на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Электрозаводе. В январе 1938 года Театр имени Мейерхольда был закрыт и в 1939-м вместе с драматургом Алексеем Арбузовым Валентин Плучек организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию». Именно здесь Плучек-режиссёр впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова. С началом Великой Отечественной войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт.

После окончания войны, в 1945 году, Плучек возглавил Московский гастрольный театр. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла стороной и Плучека: в начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Николай Петров, возглавлявший в то время Московский театр Сатиры, пригласил безработного режиссёра к себе.

В новом театре Плучек дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова. В 1957 году Плучек был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета. Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 — «Тёркин на том свете» Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли.

Среди лучших постановок самого Плучека — «Интервенция» Славина, «У времени в плену» Штейна, «Ревизор» Гоголя и многие друие. В 1982 году Плучек поставил «Самоубийцу» Эрдмана, пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году, с началом перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль. Скончался 17 августа 2002 года на 93-м году жизни.

,
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Все права защищены © 2017
Священное Ваганьково
X