На вопросы о смирении и унынии, любви, кризисе, державности и духовной мобилизации ответил настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Пётр (Еремеев).
Беседовала Елена Чинкова.
Е. Ч.: Что такое смирение в вашем понимании? Это слабость или сила нашей веры? Вот смотрите, глава государства должен обладать и политической волей, отражать нападки как внутренних, так и внешних врагов. И в то же время он, как православный человек, должен не забывать про такую добродетель, как смирение. Как всё это может сочетаться?
Отец Пётр: Во-первых, нужно понять, что такое смирение. Сегодня бытует много различных версий об этом качестве души или свойстве души человека. Поэтому давайте посмотрим, что такое смирение в понимании Священного Писания и в традиции Православной Церкви.
Смирение – это духовный, душевный настрой, приобретаемый и воспитываемый в человеке. Он означает умиротворённость человека, защищённость от стихий, способных разрушить его внутренний мир. То есть, смирение – это такое качество личности, когда она приобретает настоящую свободу. Именно поэтому смирение, вопреки бытующему мнению, – это не потупленный взор и инфантильность, не жизнь с ощущением собственного ничтожества.
Это принципиально иное качество духовной жизни человека.
Вот, например, глава государства. Или, допустим, отец семейства или директор завода. Естественно, у него есть внутренние и внешние проблемы. И он христианин. Как ему поступать? Поступать он будет адекватно возникшей угрозе, сохраняя при этом внутренний мир, внутреннюю свободу.
Приобретая смирение, мы приобретаем такое мировоззрение, благодаря которому становится возможным спокойно оценивать все происходящие события и предпринимать такие действия, которые не будут разрушать нашу личность.
Иной человек реагирует на раздражающие факторы как? Раздражается, начинает гневаться, кричать, топать ногами. Эффект какой? Скорее всего, нулевой. Проблема не решена, мир в душе потерян, личность разрушается.
Или другой человек – смиренный.
Как он будет реагировать на проблему? Его реакция будет зависеть не от стихии эмоций, а от рассуждения, что и как сделать, чтобы действие это было максимально плодотворно. Чтобы действие имело влияние на развитие ситуации, и чтобы сохранялся мир в душе.
Смиренному состоянию души чужды гордость, гнев, кичливость, зависть.
Смиренный человек – это не безвольное существо, нет, это свободная личность, сильная в этой христианской свободе.
Именно поэтому, если ты глава государства, христианин и ты вынужден в силу обязательств перед твоим народом, человечеством и Богом предпринимать действия по защите границ государства, свободы и счастья народа, то делать ты это будешь адекватно вызовам, но при этом сохраняя мир в своей душе. И какими бы ни были тяжелыми принимаемые решения, они не вызовут разрушения личности, если приниматься будут, исходя их чувства долга и ответственности, в духе смирения.
Е. Ч.: А в вашей личной жизни бывают причины не смиряться и идти на борьбу? В частности, вы имеете законное право снова въехать в храм, что под Вязом на Новой Площади. Как вы подействуете в такой ситуации, когда нарушаются уже ваши личные интересы?
[Примечание: речь в этой части интервью шла о ситуации 2010-2011 годов, когда храм святого апостола Иоанна Богослова под Вязом был передан Православному институту святого Иоанна Богослова. Однако Музей истории Москвы, занимавший на тот момент помещения храма, отказывался переезжать в выделенные ему помещения Провиантских магазинов на Зубовском бульваре. В сентябре 2011 года храмовые помещения были освобождены, а уже в октябре было совершено первое за 85 лет богослужение на территории Иоанно-Богословского храмового комплекса]
Отец Пётр: Здесь трудно говорить о личных интересах, хотя, может быть, они тоже есть. Ведь и мне самому, естественно, трудно служить на морозе, на улице. Удобней служить в храме.
Но сейчас мы говорим об обязанностях человека, о его долге человека. О значимости его поступков для окружающих людей. Если бы, допустим, я выбирал для себя, как мне жить и где служить: в квартире, в избе, в срубе или в землянке, это моё личное дело. Но речь идет о моих пастырских обязательствах по отношению к прихожанам храма и священническом, монашеском послушании Церкви. Я – настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова на Новой площади. И по долгу настоятеля и духовного главы общины я должен заботиться и о храме, и об общине. И сохранить мир в душе я могу, лишь честно выполняя свои обязательства.
Другое дело, что выполнять их тоже необходимо адекватно условиям жизни и служения. Тогда твоя жизненная позиция будет христианской и смиренной. Когда я был назначен в сентябре настоятелем храма, то первым делом направил имеющиеся документы, подтверждающие права Церкви на храмовые строения в Департамент культуры города Москвы и дирекцию Музея истории Москвы.
Попросил выделить помещение в комплексе для совершения богослужений. В ответ на скромную просьбу законного обладателя прав на пользование зданиями последовал жесткий отказ. Были встречи с руководителями Департамента и директором Музея, но на все предложения компромиссных решений проблемы следовал отказ. Когда нам отказали в праве существования в собственном храме, я начал совершать регулярные богослужения на тротуаре. Не служить здесь я не могу.
Это моя обязанность как настоятеля храма.
Вместе с тем мне пришлось с юристами и экспертами разбираться в ситуации. Выяснилось, что с 2006 года музею под переезд выделен комплекс, превышающий храм в 10 раз. Там проведён ремонт, здания сданы в эксплуатацию, в них проводятся выставки, презентации, модные показы, работают музейные офисы.
Получилось, что руководство Департамента культуры города и Музея обманули меня и Церковь, говоря, что выделение даже небольшого помещения в храме угрожает чуть ли не закрытием Музея. Если бы Музею угрожало закрытие или ограничение в выставочной деятельности, я бы первым просил Святейшего Патриарха разрешить нашей общине временно вести богослужебную жизнь в другом храме. Но у музея есть помещения, десятикратно превышающие храмовые объемы. Кроме того, в храмовые постройки ведут не менее пяти отдельных входов.
Переезд можно осуществлять поэтапно. Получается, что возобновление богослужений здесь никак не отразится на работе музея. Более того, переезд в Провиантские магазины улучшит условия выставочной деятельности и условия труда сотрудников. В этих обстоятельствах единственно честный и правильный путь для христианина – свидетельствовать о правде для торжества справедливости.
Поступая иначе, я и прихожане храма предали бы Бога, во имя которого этот храм был построен и освящён нашими предками. А тогда ни о мире в душе, ни о смирении речи быть не может. Поэтому борьба не всегда противоположна смирению.
Е. Ч.: То есть вы уже научились смирению?
Отец Пётр: Ну что вы… Это постоянно воспитываемое качество. И воспитывается оно христианским отношением к Богу, себе и людям.
У каждого это происходит по-своему. Потому что на одни и те же раздражающие факторы мы реагируем по-разному. Один улыбнётся, отнесётся с юмором. Другой – потеряет настроение на день или даже на два. Третий вообще ничего не заметит, потому что он выше в духовном развитии и первого, и второго.
Поэтому смирение – это качество, приобретаемое, воспитываемое на протяжении всей жизни человека. И здесь часто приходится падать, вставать и идти дальше. Невозможно стать смиренным и потом всю жизнь пребывать в этом состоянии. Такого не бывает.
Е. Ч.: А если этот упомянутый мир разрушает уже вас? Если, к примеру, под угрозой ваша жизнь?
Отец Пётр: Отвечая на такие сопутствующие вопросы, мы подходим к пониманию того, что есть такие малоизвестные законы мира и жизни, которые тоже действуют. Вот как действуют законы мира физического, так же стопроцентно действуют и законы мира духовного. Если вы выходите из дома не через дверь, а через окно девятого этажа, вы разобьётесь. И как действуют законы мира видимого, равным образом действуют и законы духовной жизни. Эти законы определяют условия воспитания личности, воспитания целостного человека, который, сохраняя в себе данные Богом таланты, развивая дары, становится лучше и совершеннее.
И если мы приобретаем в своей жизни смиренное (в христианском понимании) отношение к окружающему миру, то мы получаем возможность самостоятельно судить обо всём. Нам становятся известны и понятны духовные законы мироздания. Мы начинаем познавать себя и управлять собой.
Предположим, вам пролили чай на кофточку. Можно предаться унынию, впасть в истерику, оскорбить того, кто разливал чай. А можно отнестись к этому совершенно спокойно, с юмором, не портя настроения ни себе, ни окружающим людям. Согласитесь, и то и другое – реакции, которые часто мы видим. Надо уметь владеть собой ради совершенствования души, ради сохранения счастья и радости в своей жизни. И вот именно так ко всему нужно относиться. И, поверьте мне, реакция на пролитый чай или кофе, они так же может быть соотнесена с реакцией главы государства или главы семьи на раздражающие внешние факторы.
Один устроит войну, другой сядет за стол переговоров, третий через дипломатию даст мир своей стране, своей семье. Понимаете?
Что удивительно, на Руси много было князей. И были такие князья, которые даже восхваляются в предании нашего народа порой выше, чем князья-воины. Вот Даниил Московский, созидатель Московского княжества и города Москвы, который не провёл ни одной битвы. Но за годы его правления Москва возвеличилась. И сегодня благодаря ему мы имеем столицей нашего государства город Москву.
Е. Ч.: А где человеку с расшатанной психикой научиться владеть собой? Идти к психологам или прямиком в церковь?
Отец Пётр: Когда священник понимает, что ему рано ещё говорить с человеком о вещах духовного порядка, он обращает его внимание на вполне обычные житейские вещи. Каждому уровню духовной жизни соответствуют определенные шаги. Нельзя вскочить на лестничную площадку, перемахнув через все ступени.
В духовной жизни свои этапы. Сегодня мы делаем один шаг, завтра – другой. Невозможно вот так взять и вступить в Великий пост. Если человек, который ни разу не постился, не знает в чём смысл поста, начнёт поститься по строгому монастырскому уставу, то его телу и душе будет причинён только вред. Во всё нужно входить постепенно. Это же касается и смирения.
Звонок от радиослушательницы Надежды: Несколько месяцев назад я потеряла из-за кризиса работу. У меня не всё в порядке со здоровьем. Я не могу найти новую работу по силам. Уже сделала много, много попыток и безуспешно. И сейчас я просто сложила руки, и, как мне кажется, смирилась. И просто жду голодной смерти. Это смирение или нет?
Отец Пётр: Вы знаете, это – скорее – уныние. А уныние является одним из страшных грехов для христианина. Потому что уныние открывает двери всем остальным настроениям, потому что уныние означает такое качество мысли, которое уже исключает перспективу, развитие. Христиане не верят в судьбу. Христиане не верят в безысходность. Христиане всегда отвечают на любые вызовы окружающего нас мира действием. И, если у вас нет работы или у вас проблемы, связанные со здоровьем, не наш подход к жизни – сложить руки и ничего не делать.
Я уверен, что сегодня можно найти хоть какую-нибудь работу. Может быть, не уровня ваших знаний и компетенции, может быть, с меньшей оплатой, но есть возможность сегодня в Москве, и не только в Москве, найти работу себе по силам. Чтобы не происходило в жизни, наша реакция, наш выбор зависят от внутреннего настроя. Бывает так, что мы порой преодолеваем гораздо большие проблемы легче и непринужденнее, чем проблемы меньшие. А почему? Потому что наше духовное состояние в тот момент было более крепким, устроенным. А бывает, что мы спотыкаемся об элементарные бытовые проблемы, когда мелочные трудности лишают нас мира и повергают в уныние. О чем это говорит, друзья? О том, что мы должны в себе воспитывать сильную личность. Всегда должен быть ответ. Поэтому, если у вас нет работы, ищите её, и обязательно найдёте.
Е. Ч.: А в сильной личности могут сочетаться и борьба, и смирение?
Отец Пётр: Сильным я бы назвал человека, который знает, что ему делать, у которого нет вопросов без ответов, у которого есть чёткая и понятная шкала ценностей. И тогда эта личность сильная. Она во всеоружии. Если такому человеку предлагается искушение – украсть миллион или не украсть миллион, – он всегда знает что делать, он не будет красть миллион. Он не будет разрушать свой внутренний мир. У такого человека всегда есть ответ на возникающие проблемы и вызовы. Всегда. И поэтому смирение и другие духовные качества христианской личности являются её силой.
Звонок от радиослушателя Юрия: Сейчас в стране происходит вымирание населения, обнищание. Люди не могут найти работу в провинции. Нет её. У меня такой вопрос: не пора ли Церкви объявить властям анафему?
Отец Пётр: То что сегодня делает Церковь в лице Святейшего Патриарха, которого многие критикуют за активность, хотя прежде критиковали Церковь за отсутствие этой активности, – все эти усилия свидетельствуют о яркой и принципиальной позиции Церкви по всем вопросам общественной жизни. Сегодня Святейший Патриарх публично говорит, что обман работодателем – это страшный грех перед Богом. О том, что убийство детей, аборты – это страшный грех перед Богом. Церковь реагирует на все вызовы времени. Этот голос не всегда приятен и удобен многим и поэтому порой бывает порой еле различим в шуме демагогии в публичном пространстве.
Е. Ч.: Мы говорили о том, что священник – такой же человек, который может сомневаться и не знать, как поступить. Но он должен помочь, в том числе, своим советом на исповеди. На вашей практике, может, бывали такие случаи, когда люди не хотели проявлять смирение и ждали каких-то более активных рекомендаций на свой счёт?
Отец Пётр: Исповедь – очень серьёзное событие в жизни любого человека, это таинство, в котором происходит открытие души перед Богом, её очищение от грехов через искреннее покаяние. Поэтому я стараюсь говорить с людьми о жизни вне исповеди. И часто приходится слышать о проблеме человека в его отношении к Богу. Это ведь тоже касается смирения. Порой люди, можно сказать, обижаются на Бога. Происходит это от маловерия и уныния от встречаемых в жизни трудностей. В такие моменты человек даже готов рядиться с Творцом: «Я все делаю как надо, а Бог мне не помогает». Происходит такая торговля, что ли, с Богом – я всё сделал, почему же не получаю ничего взамен?
А это ведь тоже характеризует отношение человека к Богу – смиренное или нет. Мы очень часто так и к людям относимся. Но христианин вообще – это человек, который никогда ни от кого ничего не требует. Он сам всем даёт. Одна из наибольших христианских добродетелей ведь жертвенность. Но ни жертвенность, ни иные христианские качества без смирения появиться не могут. Потому что смирение – это всегда мир в душе, это всегда радость от жизни. И вот когда мы что-либо требуем от окружающих людей, от Бога, вот тогда и начинаются проблемы. Потому что мы теряем мир внутри себя, мы своими терзаниями его разоряем.
Е. Ч.: То есть вы не согласны с утверждениями многих о том, что православные – чуть ли не самые «смиренные овечки» из всех других религиозных конфессий?
Отец Пётр: Православные люди, как и приверженцы любых других вероисповеданий, очень разные. Религия – это ведь не расчёска в одни и те же зубья, которыми всех причёсывают. Христианство не упраздняет характер, хотя и способствует его улучшению, воспитанию. При этом в христианстве борьба и даже война не всегда означают отсутствие смирения у человека. Хочется сейчас вспомнить пример героев нашего Отечества Минина и Пожарского, которые подняли народ на борьбу с интервентами. Они сделали это со смирением – и один, и второй. После освобождения они не взяли власть в руки. Они отдали её тем, кого избрал народ. И это показало качество их духовной жизни.
В такие моменты понимаешь, что давало нашим предкам силу. Они воспринимали всё окружающее их как течение жизни, а не как постоянство. Они обладали смирением. Именно потому, что были сильными личностями. А сильная личность – это и есть личность, живущая в мире с собой. Человек смиренный и есть сильная личность.
Е. Ч.: Сейчас мы живем в очень агрессивном мире. Можно ли Церкви как-то модифицировать такое понятие, как смирение, с учётом времени?
Отец Пётр: Я думаю, что Церкви необходимо сегодня рассказать людям, что такое смирение, чтобы не было ложного мнения, что смирение – это качество слабого человека.
К примеру, молодой, активный, выдающийся политик, дипломат, военачальник – князь Александр Невский, который умер в расцвете сил.
Сегодня многие в его годы, извиняюсь, с горшка встают, только вступая во взрослую жизнью. Что в его характере, в его поведении обращает на себя внимание? Он всё в жизни сверял с христианскими законами в душе. Во всём проявлялся спокойный, рассудительный дух этого человека. Он всё делал с миром. А умение жить с миром в душе – это и есть смирение. И как следствие – успех в экономике, успех в дипломатии, победы в войне…
Он реагировал на вызовы времени адекватно. Нападали – защищал. Если можно было откупиться – дарил подарки, ездил на поклон…
Жизнь людей, к сожалению, сегодня для нас остаётся за рамками суеты и рутины. Мы не всегда видим окружающих нас людей, а когда присмотримся, вдруг понимаем, что и сегодня можно найти потрясающие примеры сильных, внутренне богатых личностей, самореализовавшихся именно благодаря выбранному ими пути смирения.
Звонок от радиослушателя Ивана: У моего друга жена попала в секту. И он не знает, что делать. Он ходит постоянно в церковь, молится, хочет вернуть жену. У них взрослый сын. Но жена не замечает его. Как ему быть в этой ситуации? Это продолжается уже целый год.
Отец Пётр: Инаковерующий человек, пусть даже входящий в деструктивную секту, – это всё-таки человек. И если это супруга или супруг, то это любимый человек.
Мы знаем потрясающие примеры из истории Церкви, в том числе из древней истории, когда супруг или супруга были христианами, а другие члены семьи христианами не были. Бывало так, что верующая жена жила в мире и в любви с неверующими супругом и детьми, и вместе с тем находила возможность совершенствоваться в христианстве. И свершавшимися чудесами по окончании своей земной жизни подтверждалось, что она была увенчана небесным венцом в Царствии Небесном.
Сложно отвечаю, простите. Но смысл в том, что мы отвечаем перед Богом за свою собственную душу. Да, до определенного момента мы отвечаем за окружающих нас людей. Допустим, если я вступаю в брак, я отвечаю с этого момента за себя и за свою супругу. До совершеннолетия отвечаю за детей перед Богом и перед окружающими людьми. Но когда нам не остается уже возможности влиять на окружающих нас людей, близких и родных, когда сами эти люди лишают нас возможности участвовать в их жизни, наша ответственность с этого момента заканчивается.
Если Вы в действительности живёте с неверующим человеком, или инаковерующим, – этот вопрос многих сегодня волнует – надо помнить и понимать, вы отвечаете в вопросах веры и духовной жизни только за себя.
И удивительная вещь. Когда человек перестает «спасать весь мир и людей, занимается сам собой», окружающие люди тоже начинают спасаться, обретают веру. Мы не можем сегодня человека заставить ходить в ту или другую церковь. И в любом случае нужно до конца сохранять любовь, отношения, доброту и через эти мостики сохранять единство с супругой.
Если есть возможность, можно с ней говорить о вопросах веры. Говоря о вере, нужно разъяснять своей супруге, почему вы православный и почему вы дорожите её душой, почему пытаетесь повлиять на выбор её веры. Это даст повод вашему любимому человеку самому понять, во что он верит. Вместе с тем необходимо помнить: что бы ни происходило – вы супруги. Пред Богом и пред людьми. И ни в коем случае нельзя основывать отношения на принципе «веришь – не веришь»…
Е. Ч.: То есть, это тот случай, когда нужно не биться головой об стену, а просто пустить всё по течению?
Отец Пётр: Нет. Надо жить активно, влиять на ситуацию любовью и добротой, говорить при возможности о красоте собственной веры.
Е. Ч.: А гордый человек может быть смиренным? Или гордость в христианстве всегда идёт со знаком минус?
Отец Пётр: Есть замечательные слова в Священном Писании: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Гордость ни в коей мере, как качество человека, не может быть со знаком плюс. Аллегорично, литературно, описательно, поэтично порой выражаются, что «я горд этим» или «горд другим»… Хотя, в принципе, лучше избегать таких наименований своих поступков или душевных движений.
Гордость – это состояние, в котором человек уже никого и ничего не видит, а только себя. И продвигает только личные эгоистичные интересы.
Звонок от радиослушателя Николая: Отец Пётр, большое спасибо вам за беседу, за ваши высказывания, очень грамотно всё и тактично. Но хотелось бы задать вам такой вопрос. Как вы относитесь к такой тяжелой версии, что над Россией всё-таки взяли верх по попустительству Божьему Содом, Гоморра и Вавилон вместе взятые? И что к состоянию православной Киевской Руси страна вернётся только после капитальной мощной встряски?
Отец Пётр: В нашем сегодняшнем эфире уже звучала эта проблема. Давайте посмотрим на историю нашего Отечества. Она развивалась всегда волнообразно. И наши князья, цари и царицы, иной век или иное десятилетие давали нашей стране и народу – когда процветание, а когда – наоборот, к сожалению, мы в своем развитии опускались ниже желаемого уровня – и духовного, и материального. История любого народа, как и любого человека, повторюсь, развивается волнообразно.
Всегда есть знак минус и знак плюс. Сегодня мы не переживаем самый худший момент в истории. Вспомните смутные времена или времена, связанные с татарским нашествием, тяжелыми стихийными бедствиями или народными волнениями. Да и не только это.
Я думаю, что сегодня состояние нашего Отечества отражает состояние душ тех, кто в нём живет. Потому что дух творит в себе форму. Вот каковы мы, такова и наша державность. Каковы мы, таковы и общественные процессы. Каковы мы, таково и экономическое развитие. Но наши проблемы, как и проблемы Родины, должны взывать к нашей совести. Мы должны сегодня духовно мобилизоваться, усилить роль христианских добродетелей, их влияние на наш характер, поступки, действия и, как следствие, – на жизнь. К этому и призывает нас Церковь.
Источник: KP.RU.
Фотографии: информ. служба Ваганьково.
Читайте также:
Митрополит Воскресенский Дионисий: «Нам с вами нет причин унывать и ужасаться» | Проповедь
Отец Михаил Труханов: «Господь попустил мне самому испытать падение в мерзкую срамоту похоти»
Игумен Пётр (Еремеев): «Необходимо быть благодарными Богу за Его заботу о нас»
Подпишитесь на telegram-канал «Священное Ваганьково»!