Шехтель Фёдор Осипович
Фёдор Осипович Шехтель – русский архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Являясь прославленным русским зодчим, Шехтель так и не получил диплом архитектора.
Федор Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове.
Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год.
В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.
В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Финь-Шампань».
Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень.
В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.
В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.
В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома Гальперина на Пятницкой улице. В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.
В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя — Федор.
«Шехтель был в числе непо-средственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».
Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. Последние годы великого архитектора были полны лишений — ему по ходатайству Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь.
Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.
«В мире есть множество профессий. Человек может, в соответствии со своим желанием и способностями, обучиться любой из них. При должном усердии и постоянстве занятий можно настолько глубоко изучить дело, что, например, двигатель автомобиля мастеру будет представляться знакомым, как говорят в народе, как свои пять пальцев. Таков примерный путь подавляющего большинства людей. Но если задуматься о том, как зародились в принципе те или иные профессии или изделия, то мы увидим, что в истории человечества изредка появлялись люди, которых принято называть гениями. Источником их знаний были их собственные мысли и фантазии. Никто не учит кошку, как ей выкормить своих котят, эта информация заложена в ней самой природой. Так и люди, подобные Архимеду, Сократу, Да Винчи, Тесле, Менделееву и другим, не обучались в собственном смысле слова тому, что умели и знали. К этому ряду гениев абсолютно точно можно причислить и Ф. О. Шехтеля.
Еще одной отличительной чертой гения является не то, что он создает гениальные вещи. Порой и посредственности выпадает счастье создать шедевр. Главное отличие гения в том, КАК он творит. Федор Осипович по многочисленным свидетельствам его друзей, а ими, к слову, были братья Чеховы, Левитан, Врубель, создавал свои гениальные творения в перерывах между светскими вечерами, порой с бокалом шампанского в руке. До глубины души поражает с какой легкостью и в каком количестве под рукой Шехтеля появлялись все новые и новые произведения искусства.
Только из сохранившихся зданий в Москве сегодня мы имеем около 80 построек, возведенных по проекту или при участии Федора Осиповича. А сколько его трудов, не только зданий, но картин, декораций и прочего было уничтожено советской властью, временем или просто легкомысленным отношением.
Кто-то назовет Шехтеля баловнем судьбы. Без терзаний произошел его выбор профессии, без труда он вошел в высшие светские круги своего времени через дом Третьяковых, без диплома получал он многочисленные заказы. Все это было правдой, но и свою чашу страданий Федор Осипович испил сполна. Пережил он смерть своего пятилетнего сына, трагическую любовь своей дочери Веры. Но, наверное, самым трудным испытанием было то, что в новой стране Советов он стал просто никому не нужен. Талант его оставался все тем же, опыт был колоссальным, но, несмотря на это, проекты его отклонялись, а жить было не на что. В прошлое ушли фавор, богатство, молодость и здоровье.
Бог в святоотеческой литературе часто называется Домостроителем или Художником. Его творение – мир, в котором мы живем. Мир этот антропоцентричен: все создано вокруг человека и для него. Такими же были и проекты Шехтеля. Он строил каждый свой дом для того, чтобы человеку, живущему в нем, было максимально естественно и комфортно в нем находиться. Сегодня и мы помолимся о том, чтобы Господь упокоил в своих обителях приснопоминаемого Феодора Осиповича!»
Наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Малая часть творений Шехтеля на фото:
Бывшая усадьба Горки (ныне дом-музей Горки Ленинские), Московская область (Россия).
Особняк П. П. Смирнова. Тверской бульвар, 18
Спасская церковь в Иванове. Арх. Фёдор Шехтель, постройка 1898-1937. Снесена в 1937.
Фёдор Шехтель. Царский павильон на станции Одинцово.
Городская усадьба Кузнецовых. Москва, Проспект Мира, 41, стр. 1
Церковь Василия Кесарийского на Тверской-Ямской. Непосредственно перед церковью – часовня в память дня бракосочетания государыни императрицы Александры Фёдоровны и государя Николая Александровича.
Здание театра “Парадиз” построено в 1885 г. Архитекторы К.В. Терский и Ф.О. Шехтель (фасад театра). В настоящее время театр Маяковского.
Усадьба С.П.Фон Дервиза в селе Кирицы Рязанской области.1883-1889.
Проект Исторического музея (Ф. Шехтель, 1875 г.)
Ярославский вокзал в Москве
Cемейное захоронение купцов Морозовых защищено ажурным железным навесом. Под крупнейшим надгробием лежат Тимофей Саввич (1823-1889) и Мария Фёдоровна Морозовы. Последнее по времени захоронение Морозовых на этом участке – 2005 года.
Надгробие семьи Шехтель на Ваганьковском кладбище