Ковчег с мощами Оптинских старцев | Святыни Ваганьково

Ковчег с мощами Оптинских старцев


На Ваганьково пребывает ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских. Он находится в храме Воскресения Словущего, в центральной его части, перед царскими вратами.

Эта великая святыня появилась здесь в период настоятельства протоиерея Василия Василевского (с 1998 по 2011 год).



В ковчеге пребывают мощи 12-ти Оптинских старцев:

иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) – первый основатель и вдохновитель Оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твёрдости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему;

иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) – ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях, считая её основанием христианской жизни – смирение. «Есть смирение – всё есть, нет смирения – ничего нет», – говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России;

схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) – кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея;

схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) – брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку»;

иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) – ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным проповедником, он сумел возвратить в лоно Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, – вспоминает духовное чадо старца, – мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…». Старец-скитоначальник Иларион скончался в молитве, с чётками в руках;

иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) – великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, он унаследовал от них благодатный дар старчества. В беззаветном служении людям он пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие другие монастыри. Его письма и наставления – источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Будучи необычайно сострадательным и благодатно одарённым, он особенно отличался христианской любовью;

иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) – скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делившимся сокровищами мудрости, веры и особой духовной радости; обладал удивительным даром утешения. Преподобный Амвросий говорил о старце Анатолии, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи даётся;

схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) – приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший твёрдое управление обителью с тончайшим искусством пастырского руководства, смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя: двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, одежде и убранстве келии он соблюдал полную простоту древних подвижников;

иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) – ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия. Не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом. Преподобный Иосиф был человеком глубокого внутреннего делания, всегда хранившим сердечное безмолвие и непрестанную молитву;

схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) – скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние;

иеросхимонах Анатолий младший (Потапов) (1855-1922) – прозванный в народе утешителем, он был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере;

иеросхимонах Нектарий Оптинский (Тихонов) (1853-1928) – последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрёл величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.


Читать по теме

Великая святыня Ваганьково – ковчег с мощами Оптинских старцев | Статья на Я.Дзен

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Все права защищены © 2022
Священное Ваганьково
X