«Дорогие братья и сёстры!
Вчера, приступив к чтению Покаянного канона святого Андрея Критского, мы услышали откровенное исповедание преподобным своей немощи, граничащей с бессилием:
Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
[С чего начну оплакивать деяния моей злосчастной жизни? Какое положу начало, Христе, моему сетованию?]
Действительно, христианин, осознавая свою слабость в борьбе с грехом, честно признаётся себе в этом. Но вывод этот не приводит его к отчаянию. Напротив, скромная оценка своих сил и успехов в духовной борьбе подталкивает такого человека к внимательному наблюдению за движениями души.
И вот уже сегодня, приступив к чтению второй части Покаянного канона, в первых его словах мы находим размышления святого Андрея о причине и следствии греха:
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми.
[Превзойдя Каиново убийство, сознательным произволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами.]
Это не некое философское противопоставление тела человеческой душе. Преподобный Андрей делает весьма глубокомысленный анализ того, как грех действует в человеке, затрагивая все стороны его личности.
Каждый из нас совершает греховные поступки сознательно. Всегда имея выбор, мы отвечаем на вопрос: «Да или нет?». Ребёнок, нарушающий обещание, данное матери или отцу, понимает, что он делает выбор в пользу лжи. Предприниматель, обманывавший товарища по бизнесу, полностью отдаёт себе отчёт о качестве этого поступка. Человек, нарушающий чистоту и святость брака, делает осмысленный шаг к удовлетворению порыва страсти.
Этот выбор, это «сознательное произволение» человека в момент принятия решения и производит «оживление греховной плоти», превращая его в убийцу души. Когда мы идём против законов духовной жизни, мы делаем именно это – убиваем в себе духовное начало.
Мы думаем и, быть может, даже оправдываем себя тем, что выгода и полученное удовлетворение компенсируют возникшие было угрызения совести. Но парадоксальная фатальность последующих событий лишает нас этой надежды. Как справедливо описывает это преподобный в своём Покаянном каноне:
Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.
[Пред Тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души и тела моего, которые разбойнически нанесли мне внутренние убийственные помыслы.]
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.
[Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому Ламеху, жестоко окаменив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями.]
Что происходит? Нарушив духовный закон, мы наносим вред не только своей душе, но и телу. Последующие за сознательным выбором греха разрушения и боль охватывают всё существо человека. В этом состоянии повреждения невозможно уже насытиться или удовлетвориться никакой телесной страстью. И порой человек, потерявший границы, уже не может положить предел этому самоубийству. Но любящий и милующий Своё творение Бог может всё.
Рассуждая сегодня вместе с преподобным Андреем Критским, будем обращаться к Троице с покаянной молитвой, которой он нас учит. И в предстоящие дни Великого поста, получив богатую духовную пищу, собранную в Великом каноне, будем изучать себя, освобождаясь от пут греха и готовясь к Пасхе Христовой.
Аминь».
Игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Читайте также:
Первое чтение Покаянного канона прп. Андрея Критского | Слово настоятеля
Третье чтение Покаянного канона прп. Андрея Критского | Слово настоятеля
«Необходимо быть благодарными Богу за Его заботу о нас» | Православный Хабаровск
«Пост – это не галочка в зачетке, а настроение жизни» | Газета «Наш мир»
Страстная седмица в жизни христианина | Комсомольская правда
Игумен Пётр: «Святость – это не посмертная награда» | Интервью телеканалу «Москва Доверие»
Игумен Пётр (Еремеев) о почитании икон
Подпишитесь: